Праздник отмечается на сороковой день после Рождества Христова - через сорок дней после рождения совершался обряд посвящения еврейского первенца Богу.
Сретение
относится к числу великих двунадесятых праздников и отмечается по православному
календарю 15 февраля.
Праздник отмечается на сороковой день после Рождества Христова - через сорок дней после рождения совершался обряд посвящения еврейского первенца Богу.
В этот день в Иерусалимский храм принесли Младенца Христа на сороковой день после рождения, как это предписывал ветхозаветный обычай. В храме Богоматерь с Младенцем и Иосифа, наречённого мужа Марии, встретил старец Симеон. По преданию, он был одним из семидесяти переводчиков Библии на греческий язык, который, дойдя до слов из книги пророка Исайи, усомнился в том, что «Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7.14).
После этого ему «было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришёл он по вдохновению в храм. И когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром» (Лк. 2.26-29).
Во время Сретения в ветхозаветном храме присутствовала и пророчица Анна, предсказавшая вместе с Симеоном будущее спасительное для человечества служение Христа (Лк. 2.22-38).
На иконе «Сретение» середины XVIвека изображен этот сюжет: слева от престола Иерусалимского храма – Богоматерь, пророчица Анна и Иосиф Обручник, держащий в руках двух голубей – это была жертва в храм за родившегося младенца. Справа Симеон Богоприимец с Христом на руках. В знак праведности он стоит на двухступенчатом постаменте, символизирующем его духовную чистоту.
Старец Симеон
склоняется над престолом, как бы готовясь возложить на него Младенца Христа – это
символ будущей искупительной жертвы Спасителя. Не случайно старец Симеон
предрекает Богоматери во время Сретения: «Се, лежит Сей на падение и на
восстание многих в Израиле… и Тебе Самой оружие пройдёт душу – да откроются помышления
многих сердец» (Лк. 2.34,35).
В православной традиции Сретение осмыслялось как встреча ветхозаветной и новозаветной истории «лицом к лицу».
В этот день в Иерусалимский храм принесли Младенца Христа на сороковой день после рождения, как это предписывал ветхозаветный обычай. В храме Богоматерь с Младенцем и Иосифа, наречённого мужа Марии, встретил старец Симеон. По преданию, он был одним из семидесяти переводчиков Библии на греческий язык, который, дойдя до слов из книги пророка Исайи, усомнился в том, что «Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7.14).
После этого ему «было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришёл он по вдохновению в храм. И когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром» (Лк. 2.26-29).
Во время Сретения в ветхозаветном храме присутствовала и пророчица Анна, предсказавшая вместе с Симеоном будущее спасительное для человечества служение Христа (Лк. 2.22-38).
На иконе «Сретение» середины XVIвека изображен этот сюжет: слева от престола Иерусалимского храма – Богоматерь, пророчица Анна и Иосиф Обручник, держащий в руках двух голубей – это была жертва в храм за родившегося младенца. Справа Симеон Богоприимец с Христом на руках. В знак праведности он стоит на двухступенчатом постаменте, символизирующем его духовную чистоту.
В православной традиции Сретение осмыслялось как встреча ветхозаветной и новозаветной истории «лицом к лицу».
КОММЕНТАРИИ