27 января исполняется 266 лет со дня рождения гениального композитора Вольфганга Моцарта. Наследие Моцарта огромно - его музыка звучит в оперных теат
27
января исполняется 266 лет со дня рождения гениального композитора Вольфганга
Моцарта.
Наследие Моцарта огромно - его музыка звучит в оперных театрах и концертных залах. Им написано семнадцать опер, около пятидесяти симфоний и огромное количество разнообразных инструментальных произведений – и всё это на протяжении недолгой жизни: Моцарт умер в возрасте 35 лет.
Его исключительная музыкальная одарённость проявилась уже в четырёхлетнем возрасте. Сын «главного придворного концертмейстера, скрипача и композитора» при князе-архиепископе австрийского города Зальцбурга не только справлялся с исполнением сложных вещей, но и делал первые попытки самостоятельно сочинять музыкальные произведения.
По существу, придворный музыкант был слугой своего господина. Боясь, что сыну придётся занять то же унижающее достоинство человека положение, какое занимал отец Вольфганга, он решил, пока ребёнок ещё мал, добиться самого широкого признания его необыкновенной одарённости.
Так началось странствование семьи Моцартов по Европе: Вена, Париж, Лондон, Рим, Милан, Гаага, Амстердам, Женева. Маленького музыканта всюду восторженно принимали, ласкали и одаривали. И вряд ли кто-нибудь тогда подозревал, каким трудолюбием отличался мальчик и как за внешней беспечностью скрывались вечное недовольство достигнутым и непрекращающиеся поиски нового, более совершенного.
Чем старше он становился, тем ярче, смелее, самобытнее проявлялись черты его музыкального гения. Это уже было не по вкусу великосветским кругам, которые ждали от него только лёгкой, развлекательной музыки. Интерес к Моцарту постепенно угасал и в конце концов после большой внутренней борьбы ему пришлось занять место отца – стать придворным музыкантом при архиепископе Зальцбургском.
Не выдержав бесчеловечного, оскорбительного обращения, Вольфганг порывает с архиепископом и уезжает в Вену, где много работает, не зная отдыха. Это были годы лучших его творений: блистательной оперы «Свадьба Фигаро», глубоко драматической оперы «Дон Жуан», чудесной оперы-сказки «Волшебная флейта», а также «Реквиема» - предсмертной лебединой песни Моцарта.
Его жизнь была полна материальных лишений, творческого одиночества. Лишь немногие понимали и по достоинству оценивали искания выдающимся композитором новых путей в музыке. Даже его «Свадьба Фигаро», вызвавшая большой интерес с первого представления, после нескольких спектаклей была снята со сцены, поскольку так и не получила одобрения со стороны придворных кругов. И только в Пражском оперном театре «Свадьба Фигаро» шла с неизменным успехом.
Моцарт был очень благодарен жителям Праги за любовь и понимание. Он сказал: «Я напишу оперу специально для пражан» - этой оперой был бессмертный «Дон Жуан».
Умер Моцарт почти в нищете. В последний путь его никто не провожал и тело его было погребено в общей могиле для бедняков на венском кладбище.
Но его жизнеутверждающая музыка осталась. Она проникнута глубокой верой в светлое будущее человечества и в борьбе за счастье и мир на земле наследие Моцарта занимает своё почётное место.
Наследие Моцарта огромно - его музыка звучит в оперных театрах и концертных залах. Им написано семнадцать опер, около пятидесяти симфоний и огромное количество разнообразных инструментальных произведений – и всё это на протяжении недолгой жизни: Моцарт умер в возрасте 35 лет.
Его исключительная музыкальная одарённость проявилась уже в четырёхлетнем возрасте. Сын «главного придворного концертмейстера, скрипача и композитора» при князе-архиепископе австрийского города Зальцбурга не только справлялся с исполнением сложных вещей, но и делал первые попытки самостоятельно сочинять музыкальные произведения.
По существу, придворный музыкант был слугой своего господина. Боясь, что сыну придётся занять то же унижающее достоинство человека положение, какое занимал отец Вольфганга, он решил, пока ребёнок ещё мал, добиться самого широкого признания его необыкновенной одарённости.
Так началось странствование семьи Моцартов по Европе: Вена, Париж, Лондон, Рим, Милан, Гаага, Амстердам, Женева. Маленького музыканта всюду восторженно принимали, ласкали и одаривали. И вряд ли кто-нибудь тогда подозревал, каким трудолюбием отличался мальчик и как за внешней беспечностью скрывались вечное недовольство достигнутым и непрекращающиеся поиски нового, более совершенного.
Чем старше он становился, тем ярче, смелее, самобытнее проявлялись черты его музыкального гения. Это уже было не по вкусу великосветским кругам, которые ждали от него только лёгкой, развлекательной музыки. Интерес к Моцарту постепенно угасал и в конце концов после большой внутренней борьбы ему пришлось занять место отца – стать придворным музыкантом при архиепископе Зальцбургском.
Не выдержав бесчеловечного, оскорбительного обращения, Вольфганг порывает с архиепископом и уезжает в Вену, где много работает, не зная отдыха. Это были годы лучших его творений: блистательной оперы «Свадьба Фигаро», глубоко драматической оперы «Дон Жуан», чудесной оперы-сказки «Волшебная флейта», а также «Реквиема» - предсмертной лебединой песни Моцарта.
Его жизнь была полна материальных лишений, творческого одиночества. Лишь немногие понимали и по достоинству оценивали искания выдающимся композитором новых путей в музыке. Даже его «Свадьба Фигаро», вызвавшая большой интерес с первого представления, после нескольких спектаклей была снята со сцены, поскольку так и не получила одобрения со стороны придворных кругов. И только в Пражском оперном театре «Свадьба Фигаро» шла с неизменным успехом.
Моцарт был очень благодарен жителям Праги за любовь и понимание. Он сказал: «Я напишу оперу специально для пражан» - этой оперой был бессмертный «Дон Жуан».
Умер Моцарт почти в нищете. В последний путь его никто не провожал и тело его было погребено в общей могиле для бедняков на венском кладбище.
Но его жизнеутверждающая музыка осталась. Она проникнута глубокой верой в светлое будущее человечества и в борьбе за счастье и мир на земле наследие Моцарта занимает своё почётное место.
КОММЕНТАРИИ