Евфросин был книжником и богословом. Он пешком ходил в Константинополь, где его принял сам Константинопольский патриарх. Позднее на благословение
В
давние времена в пустынное место пришли сёстры Псковского Иоанновского
монастыря, но жить там было выше их сил. Спустя десятилетия, в 1425 году, на
это место назначили монаха из Снетогорского монастыря Евфросина, в миру
Елеазара. Святой жаждал отшельничества, уединенной молитвы, но к нему постоянно
стекалась братия.
Сначала на вершине холма построили деревянную церковь во имя Трёх Святителей – Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова, которые явились во сне преподобному Евфросину и повелели создать на этом месте собор. Так постепенно устроили обитель.
Евфросин был книжником и богословом. Он пешком ходил в Константинополь, где его принял сам Константинопольский патриарх. Позднее на благословение обители Патриарх Геннадий II Схоларий подарил Цареградскую икону Божией Матери: этот образ Богородицы чудесным образом был явлен в Константинополе. Братия встретила чудотворный образ на дороге, ведущей в Псков. На этом месте забил святой источник, названный Пречистенским, который до сегодняшнего дня дарует людям исцеление.
По
смирению своему, преподобный Евфросин не стал настоятелем основанной обители,
но стал учителем подвижников, которые по его благословению основали на
Псковской земле десять монастырей и были прославлены в сонме святых. Ни один из
этих монастырей не исчез с лица земли.
Преподобный Евфросин скончался в возрасте 95 лет, перед успением приняв схиму с именем Елеазар – с тех пор обитель именуется Елеазаровской. Несколько столетий обитель была духовным центром Псковской земли. В Елеазаровском монастыре объединились учёные мужи, понимающие и отстаивающие необходимость усиления государства вокруг Москвы. Именно здесь был переписан экземпляр «Слова о полку Игореве», попавший впоследствии к Мусину-Пушкину.
Сначала на вершине холма построили деревянную церковь во имя Трёх Святителей – Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова, которые явились во сне преподобному Евфросину и повелели создать на этом месте собор. Так постепенно устроили обитель.
Евфросин был книжником и богословом. Он пешком ходил в Константинополь, где его принял сам Константинопольский патриарх. Позднее на благословение обители Патриарх Геннадий II Схоларий подарил Цареградскую икону Божией Матери: этот образ Богородицы чудесным образом был явлен в Константинополе. Братия встретила чудотворный образ на дороге, ведущей в Псков. На этом месте забил святой источник, названный Пречистенским, который до сегодняшнего дня дарует людям исцеление.
Преподобный Евфросин скончался в возрасте 95 лет, перед успением приняв схиму с именем Елеазар – с тех пор обитель именуется Елеазаровской. Несколько столетий обитель была духовным центром Псковской земли. В Елеазаровском монастыре объединились учёные мужи, понимающие и отстаивающие необходимость усиления государства вокруг Москвы. Именно здесь был переписан экземпляр «Слова о полку Игореве», попавший впоследствии к Мусину-Пушкину.
Именно здесь около 1523-1524 гг старец Филофей в письме к великокняжескому дьяку Мисюрю Мунехину, одному из образованных людей своего времени, сформулировал концепцию вселенской ответственности России за православие: "Два Рима пали, а третий стоит, а четвёртому не быти". Позже, в грамоте Московского собора 1589 года, формула Третьего Рима изложена Константинопольским патриархом Иеремией II: "<...>, великое Российское царствие, Третий Рим, благочестием всех превзыде".
На обитель неоднократно совершали нападение литовцы, поляки, ливонские рыцари. Во время одного из набегов монастырь ограбили, похитили чудотворную икону Божией Матери Цареградской. По преданию, грабители вместе со святыней утонули в Псковском озере. Икона в водах озера находится по сей день. В монастыре же появился чудотворный список Цареградской иконы.
С приходом революции в 1918 году Спасо-Елеазаровская обитель была закрыта указом новой власти. Монахов вывезли на подводах в сторону Петрограда, где они приняли мученическую смерть.
К 2000 году от более чем 20 строений остались только соборный храм и двухэтажный братский корпус. 28 мая, в день памяти преподобного Евфросина, в монастыре прошла первая архиерейская служба, а летом, по благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, был основан Спасо-Елеазароский женский монастырь.
Напротив
Спасо-Елеазаровского монастыря в Псковском озере стоит остров Залита. 40 лет
жил здесь отец Николай Гурьянов. Все эти годы молился он Царице Небесной о
восстановлении обители, храня Цареградскую икону Божией Матери, ту самую,
которая прежде находилась в обители преподобного Евфросина. Он и передал
чудотворный образ монастырю, когда началось его возрождение.
На обитель неоднократно совершали нападение литовцы, поляки, ливонские рыцари. Во время одного из набегов монастырь ограбили, похитили чудотворную икону Божией Матери Цареградской. По преданию, грабители вместе со святыней утонули в Псковском озере. Икона в водах озера находится по сей день. В монастыре же появился чудотворный список Цареградской иконы.
С приходом революции в 1918 году Спасо-Елеазаровская обитель была закрыта указом новой власти. Монахов вывезли на подводах в сторону Петрограда, где они приняли мученическую смерть.
К 2000 году от более чем 20 строений остались только соборный храм и двухэтажный братский корпус. 28 мая, в день памяти преподобного Евфросина, в монастыре прошла первая архиерейская служба, а летом, по благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, был основан Спасо-Елеазароский женский монастырь.
КОММЕНТАРИИ