По преданию, первый образ был нерукотворным и запечатлелся «сам собою» на алтарной стене Успенской церкви Киево-Печерского монастыря во время её украш
16
мая Православная Церковь празднует память иконы Печерской Богоматери.
По преданию, первый образ был нерукотворным и запечатлелся «сам собою» на алтарной стене Успенской церкви Киево-Печерского монастыря во время её украшения росписями в 1085 году.
Об этом чуде подробно повествуется в печерском Патерике. Там говорится, что, когда пораженные художники взирали на внезапное появление образа Богородицы, он «просветился паче солнца». Свет был настолько ярок, что присутствующие в храме пали ниц. После того как они пришли в себя, из уст Богоматери вылетел белый голубь и полетел вверх, к изображению Спасителя, и там исчез. Через некоторое время голубь вылетел из уст Христа и летал по всей церкви, прикасаясь ко всем иконам святых, а затем сел за местным чудотворным образом Успения Богоматери. Когда стоявшие внизу люди хотели его поймать, он опять взлетел в уста Спасителя, и вновь «свет облистал иконы».
Несмотря на то, что нерукотворный образ Богоматери Печерской в алтаре Успенского храма не сохранился, с него были сделаны списки. На этих списках по сторонам престола Богоматери с Младенцем изображены предстоящие преподобные Антоний и Феодосий Печерские – основатели древнейшего на Руси Киево-Печерского монастыря. Святой Антоний, бывший учителем в Феодосии и начавший устроение монастыря, изображен на иконе слева. Святой Феодосий, представленный на иконе справа, был игуменом обители. Антоний и Феодосий представлены молящимися, со свитками в руках. На них сохранились хорошо читаемые надписи. У Антония это наставление к монахам о воздержании и напоминание о явленном ему свыше откровении, что каждый, кто будет погребён в обители, избавится от вечной муки. Феодосий держит свиток с молитвой ко Христу о покровительстве монастырю.
Образ Богородицы на троне с благословляющим Младенцем Христом у неё на коленях, представляемый в центре иконы, принадлежит к древнему византийскому иконографическому типу. В верхней части иконы, в сегменте неба розового цвета, окаймленном серовато-голубыми облаками, представлен голубь как символ Святого Духа. По сторонам от него находятся ангелы, прославляющие Богоматерь и Христа.
По преданию, первый образ был нерукотворным и запечатлелся «сам собою» на алтарной стене Успенской церкви Киево-Печерского монастыря во время её украшения росписями в 1085 году.
Об этом чуде подробно повествуется в печерском Патерике. Там говорится, что, когда пораженные художники взирали на внезапное появление образа Богородицы, он «просветился паче солнца». Свет был настолько ярок, что присутствующие в храме пали ниц. После того как они пришли в себя, из уст Богоматери вылетел белый голубь и полетел вверх, к изображению Спасителя, и там исчез. Через некоторое время голубь вылетел из уст Христа и летал по всей церкви, прикасаясь ко всем иконам святых, а затем сел за местным чудотворным образом Успения Богоматери. Когда стоявшие внизу люди хотели его поймать, он опять взлетел в уста Спасителя, и вновь «свет облистал иконы».
Несмотря на то, что нерукотворный образ Богоматери Печерской в алтаре Успенского храма не сохранился, с него были сделаны списки. На этих списках по сторонам престола Богоматери с Младенцем изображены предстоящие преподобные Антоний и Феодосий Печерские – основатели древнейшего на Руси Киево-Печерского монастыря. Святой Антоний, бывший учителем в Феодосии и начавший устроение монастыря, изображен на иконе слева. Святой Феодосий, представленный на иконе справа, был игуменом обители. Антоний и Феодосий представлены молящимися, со свитками в руках. На них сохранились хорошо читаемые надписи. У Антония это наставление к монахам о воздержании и напоминание о явленном ему свыше откровении, что каждый, кто будет погребён в обители, избавится от вечной муки. Феодосий держит свиток с молитвой ко Христу о покровительстве монастырю.
Образ Богородицы на троне с благословляющим Младенцем Христом у неё на коленях, представляемый в центре иконы, принадлежит к древнему византийскому иконографическому типу. В верхней части иконы, в сегменте неба розового цвета, окаймленном серовато-голубыми облаками, представлен голубь как символ Святого Духа. По сторонам от него находятся ангелы, прославляющие Богоматерь и Христа.
КОММЕНТАРИИ