На иконе «Мария Египетская с клеймами жития», находящейся в Третьяковской галерее она изображена стоящей на берегу Иордана в одеждах пустынницы.
Память
преподобной Марии Египетской отмечается Православной церковью 14 апреля и на
пятой неделе Великого поста, в воскресенье.
На иконе «Мария Египетская с клеймами жития», находящейся в Третьяковской галерее она изображена стоящей на берегу Иордана в одеждах пустынницы. Взгляд Марии направлен вверх, где слева, в облаках, представлен благословляющий Христос, восседающий на троне в окружении ангелов.
На полях иконы расположены шестнадцать клейм жития Марии Египетской, сюжеты которых читаются слева направо и сверху вниз. Первые три сцены посвящены предыстории святой, когда будучи блудницей в Александрии она решила отправиться с паломниками в Иерусалим, чтобы там продолжать предаваться разврату (1. Мария в Александрии; 2. Разговор с корабельником о плавании в Иерусалим; 3. Путешествие туда на корабле).
На 4 и 5 клеймах изображены сюжеты жития, посвященные раскаянию Марии. Во время праздника Воздвижения Креста она попыталась войти в Иерусалимский храм, но неведомая сила не позволила ей переступить порог церкви. Тогда блудница стала молиться перед иконой Богородицы в помощи в искуплении грехов (4,5), и та велела ей отвратиться от прежней жизни и удалиться в Иорданскую пустыню.
На боковых и нижних клеймах иконы представлена история подвижничества святой Марии Египетской, начиная с её переправы через Иордан (6), после которой она удалилась в пустыню (7). Там святая пребывала в посте и непрестанной молитве сорок восемь лет, так что три хлеба, взятые ею с собой и чудесно её питавшие, закончились, а одежда истлела. Незадолго до смерти она встретила святителя Зосиму. Мария, стыдясь своей наготы, скрывается от него в кусте (8-10). Зосима расспрашивает её и отдаёт часть своих одежд. Во время второй встречи Марии с Зосимой они попросили друг у друга благословения (11).
Согласно житию, святитель увидел преподобную Марию парящей в воздухе во время молитвы и поклонился ей (12). Перед расставанием Мария обратилась к Зосиме с просьбой причастить её, когда они встретятся в следующий раз (13,14). Последние два сюжета посвящены обретению Зосимой умершей преподобной Марии, которую он хотел похоронить (15), но когда вернулся обратно, то увидел, что Мария уже погребена львом (16).
На иконе «Мария Египетская с клеймами жития», находящейся в Третьяковской галерее она изображена стоящей на берегу Иордана в одеждах пустынницы. Взгляд Марии направлен вверх, где слева, в облаках, представлен благословляющий Христос, восседающий на троне в окружении ангелов.
На полях иконы расположены шестнадцать клейм жития Марии Египетской, сюжеты которых читаются слева направо и сверху вниз. Первые три сцены посвящены предыстории святой, когда будучи блудницей в Александрии она решила отправиться с паломниками в Иерусалим, чтобы там продолжать предаваться разврату (1. Мария в Александрии; 2. Разговор с корабельником о плавании в Иерусалим; 3. Путешествие туда на корабле).
На 4 и 5 клеймах изображены сюжеты жития, посвященные раскаянию Марии. Во время праздника Воздвижения Креста она попыталась войти в Иерусалимский храм, но неведомая сила не позволила ей переступить порог церкви. Тогда блудница стала молиться перед иконой Богородицы в помощи в искуплении грехов (4,5), и та велела ей отвратиться от прежней жизни и удалиться в Иорданскую пустыню.
На боковых и нижних клеймах иконы представлена история подвижничества святой Марии Египетской, начиная с её переправы через Иордан (6), после которой она удалилась в пустыню (7). Там святая пребывала в посте и непрестанной молитве сорок восемь лет, так что три хлеба, взятые ею с собой и чудесно её питавшие, закончились, а одежда истлела. Незадолго до смерти она встретила святителя Зосиму. Мария, стыдясь своей наготы, скрывается от него в кусте (8-10). Зосима расспрашивает её и отдаёт часть своих одежд. Во время второй встречи Марии с Зосимой они попросили друг у друга благословения (11).
Согласно житию, святитель увидел преподобную Марию парящей в воздухе во время молитвы и поклонился ей (12). Перед расставанием Мария обратилась к Зосиме с просьбой причастить её, когда они встретятся в следующий раз (13,14). Последние два сюжета посвящены обретению Зосимой умершей преподобной Марии, которую он хотел похоронить (15), но когда вернулся обратно, то увидел, что Мария уже погребена львом (16).
КОММЕНТАРИИ