Подготовительный период к Великому посту начинается с недели, посвященной евангельской притче о мытаре и фарисее (Лк. 18, 10-14).
Подготовительный
период к Великому посту начинается с недели, посвященной евангельской притче о
мытаре и фарисее (Лк. 18, 10-14).
Это переходящий день, с которого начинается пасхальный цикл православного календаря. Пасхе предшествует не только 7 недель Великого поста, но и 4 покаянные седмицы.
Это переходящий день, с которого начинается пасхальный цикл православного календаря. Пасхе предшествует не только 7 недель Великого поста, но и 4 покаянные седмицы.
За три недели до начала Великого поста в воскресный день на Литургии читается притча о мытаре и фарисее.
Притча эта читается в храме и указывает на начальную ступень духовной жизни, отвечая на вопрос, как нужно приближаться к Богу.
Оба – и фарисей, и мытарь (сборщик податей) стоят в храме. Фарисей молится с чувством самомнения, самопревозношения, выставляя перед Богом свои добрые дела как заслуги и уничижая других людей. Фарисей радуется, что он не таков, как этот мытарь; гордится: «Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». Мытарь же только повторял: «Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!» Он молится с сознанием своей греховности, своего недостоинства.
В одном человеке мы видим самодовольство, гордыню, в другом – смирение. Потому «сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18: 14).
Притча эта читается в храме и указывает на начальную ступень духовной жизни, отвечая на вопрос, как нужно приближаться к Богу.
Оба – и фарисей, и мытарь (сборщик податей) стоят в храме. Фарисей молится с чувством самомнения, самопревозношения, выставляя перед Богом свои добрые дела как заслуги и уничижая других людей. Фарисей радуется, что он не таков, как этот мытарь; гордится: «Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». Мытарь же только повторял: «Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!» Он молится с сознанием своей греховности, своего недостоинства.
В одном человеке мы видим самодовольство, гордыню, в другом – смирение. Потому «сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18: 14).
Следовательно, молиться нужно со смирением, с сердечным сокрушением о своих грехах. Молитва мытаря, как образцовая, вошла во всеобщее употребление.
КОММЕНТАРИИ