У всего на свете есть своя история. Есть она и у новогодней ёлки. Начало её восходит к тем стародавним временам, когда наши предки одушевляли природу
Центр
новогоднего праздника в каждом доме – украшенная затейливыми игрушками ёлка со
сверкающей звездой на макушке.
У всего на свете есть своя история. Есть она и у новогодней ёлки. Начало её восходит к тем стародавним временам, когда наши предки одушевляли природу, считая, что в ветвях и листьях деревьев живут души могущественных предков, существ сколь милостивых, столь и злобных, с которыми следовало ладить. Наивернейшим способом, которым можно умилостивить гнев и добиться помощи в повседневных делах и заботах, был общий обрядовый пир, общий праздник с духами, а потом и с богами.
В разное время у разных народов была общей попытка магического воздействия на природу с помощью ритуальных колдовских обрядов, которые распространялись и на деревья как олицетворение плодоносящей силы. К примеру, жители Вьетнама с тех времён сохранили обычай дарить в новогоднюю ночь расцветшие веточки персикового дерева, маленькие мандариновые деревца. У японцев в этом качестве выступали связки бамбука и ветки ели.
У германских племён священным деревом была ёлка. Праздничные ублаготворения духов ели приходились на конец декабря - начало января, когда солнце поворачивало к теплу. В переводе с немецкого слова «Новый год» - «Зонненвенде» означают поворот солнца.
Люди вешали на священное дерево продукты, шкуры зверей, фигурки домашних животных как напоминание духам, чего они ждут от них. Священную ель опоясывали магическим кругом костров: люди плясали, пели, выкрикивали заклинания. Потом дерево сжигали, а золу от него, почитавшуюся священной, берегли до весны и разбрасывали на поля.
Постепенно праздник стал из общественного домашним, семейным – ёлку приносили в дом и украшали здесь, менялся и смысл магического обряда воздействия на природу.
Позднее богословы совместили праздник Рождества Христа со временем поклонения языческому божеству нарождающегося Солнца. Есть даже точная дата переноса праздника – 354 год, именно тогда римская церковь ввела его в свой календарь.
Германцы, обращенные в христианство, не расстались с языческим священным деревом, хотя оно и не имело никакого отношения к рождественским мифам. Оно получило название «христова дерева», а ёлочные украшения и подарки истолковали как дары, принесённые новорожденному Христу. Венчающую ёлку звезду уподобили вифлеемской звезде.На Руси обычай украшать ёлку получил распространение в XVIII веке. По указу Петра I, вернувшегося из заграничной поездки, началом года повелевалось считать не 1 сентября, как было до этого, а 1 января, как во всех европейских странах. Во время первых торжеств по случаю празднования нового 1700 года, большой любитель фейерверков, царь сам зажёг первую ракету. Звенели колокола, стреляли пушки, в тёмном небе вспыхивали разноцветные огни. Яркие отблески от костров, от горящих смоляных бочек ложились на снег – царский указ предписывал поддерживать огонь в течение недели.
Дома
в Москве по царскому указу украсились еловыми, сосновыми и можжевеловыми
ветками. Даже «люди скудные» и то были обязаны пометить зелёной веткой ворота
или свой домишко.
Прошли годы, ёлка стала радостным символом новогоднего праздника. Позднее у неё появилась полиэтиленовая сестрица. За ней не нужно бегать по ёлочным базарам, она не осыпается, её можно вымыть, сложить и убрать до следующих праздников.
Свидетельство о рождении новой ёлки было выдано 16 апреля 1960 года коллективу Московской фабрики художественных изделий. С того времени миллионы искусственных ёлок ежегодно расходятся по стране. Здесь и ёлки-крошки, и полутораметровые ёлочки. А для волнующего запаха хвои, приходящего в дом с новогодней ёлкой, промышленность выпустила специальный хвойный экстракт, способный сохранить запах настоящего дерева до 10-12 дней.
У всего на свете есть своя история. Есть она и у новогодней ёлки. Начало её восходит к тем стародавним временам, когда наши предки одушевляли природу, считая, что в ветвях и листьях деревьев живут души могущественных предков, существ сколь милостивых, столь и злобных, с которыми следовало ладить. Наивернейшим способом, которым можно умилостивить гнев и добиться помощи в повседневных делах и заботах, был общий обрядовый пир, общий праздник с духами, а потом и с богами.
В разное время у разных народов была общей попытка магического воздействия на природу с помощью ритуальных колдовских обрядов, которые распространялись и на деревья как олицетворение плодоносящей силы. К примеру, жители Вьетнама с тех времён сохранили обычай дарить в новогоднюю ночь расцветшие веточки персикового дерева, маленькие мандариновые деревца. У японцев в этом качестве выступали связки бамбука и ветки ели.
У германских племён священным деревом была ёлка. Праздничные ублаготворения духов ели приходились на конец декабря - начало января, когда солнце поворачивало к теплу. В переводе с немецкого слова «Новый год» - «Зонненвенде» означают поворот солнца.
Люди вешали на священное дерево продукты, шкуры зверей, фигурки домашних животных как напоминание духам, чего они ждут от них. Священную ель опоясывали магическим кругом костров: люди плясали, пели, выкрикивали заклинания. Потом дерево сжигали, а золу от него, почитавшуюся священной, берегли до весны и разбрасывали на поля.
Постепенно праздник стал из общественного домашним, семейным – ёлку приносили в дом и украшали здесь, менялся и смысл магического обряда воздействия на природу.
Позднее богословы совместили праздник Рождества Христа со временем поклонения языческому божеству нарождающегося Солнца. Есть даже точная дата переноса праздника – 354 год, именно тогда римская церковь ввела его в свой календарь.
Германцы, обращенные в христианство, не расстались с языческим священным деревом, хотя оно и не имело никакого отношения к рождественским мифам. Оно получило название «христова дерева», а ёлочные украшения и подарки истолковали как дары, принесённые новорожденному Христу. Венчающую ёлку звезду уподобили вифлеемской звезде.На Руси обычай украшать ёлку получил распространение в XVIII веке. По указу Петра I, вернувшегося из заграничной поездки, началом года повелевалось считать не 1 сентября, как было до этого, а 1 января, как во всех европейских странах. Во время первых торжеств по случаю празднования нового 1700 года, большой любитель фейерверков, царь сам зажёг первую ракету. Звенели колокола, стреляли пушки, в тёмном небе вспыхивали разноцветные огни. Яркие отблески от костров, от горящих смоляных бочек ложились на снег – царский указ предписывал поддерживать огонь в течение недели.
Прошли годы, ёлка стала радостным символом новогоднего праздника. Позднее у неё появилась полиэтиленовая сестрица. За ней не нужно бегать по ёлочным базарам, она не осыпается, её можно вымыть, сложить и убрать до следующих праздников.
Свидетельство о рождении новой ёлки было выдано 16 апреля 1960 года коллективу Московской фабрики художественных изделий. С того времени миллионы искусственных ёлок ежегодно расходятся по стране. Здесь и ёлки-крошки, и полутораметровые ёлочки. А для волнующего запаха хвои, приходящего в дом с новогодней ёлкой, промышленность выпустила специальный хвойный экстракт, способный сохранить запах настоящего дерева до 10-12 дней.
КОММЕНТАРИИ