11 ноября отмечается традиционный пастуший праздник – день Аврамия Овчара и Анастасии Овечницы.
11
ноября отмечается традиционный пастуший праздник – день Аврамия Овчара и
Анастасии Овечницы.
Уже по названию ясно, что небесные покровители заботились и об овцах, и о пастухах. У пастухов 11 ноября был настоящий праздник, отмечаемый шумно и весело.
На Руси пастуший чин был всегда в особом почтении. Эти неказистые на вид люди, неспособные по слабости здоровья к полевым работам, были земными помощниками у самого Велеса – славянского бога лесного зверья и домашней скотины. Говорили, что хорошие пастухи и с лешим знались, вступая с ним в негласный договор. Согласно этому договору, лешие не давали стаду разбредаться и прятаться от мошки и гнуса по кустам.
На Аврамия пастухов угощали всей деревней: женщины приносили им гостинцы – пироги из свежей муки. Говорили, что благодаря такому подарку овцы будут здоровы и сохранны. Накрывая на стол и заставляя его различными блюдами, хозяйки приговаривали:
«Руном с овцы одевались и отцы. А шуба наша в поле паслася, вышло из травки сладкое мясо».
Сами овчары, пася овец, ставили летом на деревьях икону святой Анастасии и говорили, что она одна может уберечь домашних животных от волков. В северных районах крестьяне с этого дня начинали стричь овец, а в южных в это время стрижка уже заканчивалась. Овечью шерсть пряли, вязали из ниток тёплые носки и варежки, ткали тёплые ткани для зимней одежды.
Уже по названию ясно, что небесные покровители заботились и об овцах, и о пастухах. У пастухов 11 ноября был настоящий праздник, отмечаемый шумно и весело.
На Руси пастуший чин был всегда в особом почтении. Эти неказистые на вид люди, неспособные по слабости здоровья к полевым работам, были земными помощниками у самого Велеса – славянского бога лесного зверья и домашней скотины. Говорили, что хорошие пастухи и с лешим знались, вступая с ним в негласный договор. Согласно этому договору, лешие не давали стаду разбредаться и прятаться от мошки и гнуса по кустам.
На Аврамия пастухов угощали всей деревней: женщины приносили им гостинцы – пироги из свежей муки. Говорили, что благодаря такому подарку овцы будут здоровы и сохранны. Накрывая на стол и заставляя его различными блюдами, хозяйки приговаривали:
«Руном с овцы одевались и отцы. А шуба наша в поле паслася, вышло из травки сладкое мясо».
Сами овчары, пася овец, ставили летом на деревьях икону святой Анастасии и говорили, что она одна может уберечь домашних животных от волков. В северных районах крестьяне с этого дня начинали стричь овец, а в южных в это время стрижка уже заканчивалась. Овечью шерсть пряли, вязали из ниток тёплые носки и варежки, ткали тёплые ткани для зимней одежды.
КОММЕНТАРИИ