Наши предки славяне отмечали Семик на седьмой четверг после Пасхи, за три дня до Троицы. На Семик обычно завивали венки и устраивали задушные поминки.
Наши
предки славяне отмечали Семик на седьмой четверг после Пасхи, за три дня до
Троицы. На Семик обычно завивали венки и устраивали задушные поминки. Поминали
всех тех, кто умер не своей смертью.
Под
вечер собирались девушки без парней. Надевали на голову зелёные венки и уходили
с песнями в берёзовую рощу. Там они пели семицкие песни и стряпали «сборну
яичницу». Под песни девушки целовались через венки и «кумились»:
«Покумимся,
кума, покумимся,
Мы
семицкою берёзкой покумимся.
Ой,
Дид Ладо! Честному семику.
Ой,
Дид Ладо! Берёзке моей,
Ещё
кумушке да голубушке!
Покумимся,
покумимся, не сваряся, не браняся!
Ой,
Дид Ладо! Берёзка моя!»
Тут
же в берёзовой роще «крестили кукушку». Нагибали две молодые берёзки, связывали
их верхушки платками, лентами или полотенцами и вешали на них два нательных
креста.
Под берёзками расстилали платки, на них клали
птичку, сделанную из кукушкиных слёзок и, надев на неё крест, девушка с
девушкой попарно ходили навстречу друг другу с песней:
«Ты,
кукушка ряба,
Ты
кому же кума?
Покумимся,
кумушка,
Покумимся,
голубушка,
Чтобы
жить нам, не браниться,
Чтоб
друг с дружкой не свариться».
С
тех пор семицкие кумушки жили душа в душу целых три дня, до Троицы. Бывало,
конечно, что и распадалось кумовство уже на следующий день, о чём в народе
сложили поговорку:
«Кукушку
кстили, да языка не прикусили».
Через
день от честного Семика – «Клечальна суббота». В этот день рубили берёзки и
расставляли их в домах и по улицам ради Троицы. Вечером после всенощной
молодежь отправлялась к озёрам и рекам русалок гонять.
Вся семицкая неделя в народе звалась
«зелёными святками». В это время, по старинному поверью, водяницы рыщут по
полям, катаются по зелёной ржи и качаются на деревьях, залучая неосторожных
путников, чтобы до смерти их защекотать и увлечь с собой в подводное царство.
Всю троицкую ночь молодёжь бегала по полям,
гоняя русалок, а на восходе солнца все вместе купались, уже не боясь лукавых
водяниц. Водили хороводы и развивали семицкие венки. Пускали их на воду и гадали
на суженого.
Женщины и старухи шли на кладбище и пучками
цветов или берёзовыми ветками обметали
могилы – «прочищали глаза у родителей».
И шло гуляние вплоть до Петрова дня…
КОММЕНТАРИИ