Наши предки верили, что маленькие дети способны видеть Бога и, когда они засыпают, то возвращаются на время в то райское место, откуда пришли.
Наши
предки верили, что маленькие дети способны видеть Бога и, когда они засыпают,
то возвращаются на время в то райское место, откуда пришли.
Говорят, если малыш смеётся во сне, значит,
он играет с ангелами – именно по этой причине родители уделяют особое внимание
сну ребёнка, и выбор детской кроватки считается очень ответственным делом.
В старину детские кроватки называли люльками,
зыбками, баюкалками, качалками: они предназначались для крепкого и глубокого
сна младенца, а также служили защитой от злых сил. Обычно одна люлька служила
не одному десятку младенцев, передаваясь из поколения в поколение. В музеях
можно увидеть люльки, прослужившие аж 200 лет.
Люльку мастерил отец семейства с любовью и
молитвой. Когда приходило время, он шёл подальше в лес и искал лучшее дерево
для люльки своему будущему чаду. Для этого дела подходило не каждое дерево:
колыбели никогда не делали из осины, так как она способна отнять энергию.
Самые прочные люльки – лубяные. В семьях
победнее были люльки из коры липы и сосновой дранки, иногда вместо люльки
использовали обыкновенную соломенную корзину. Если сделать люльку
собственноручно не было возможности, её изготовление поручали проверенному
мастеру.
Полог для колыбели шили мать или бабушки: он
служил защитой не только от насекомых, но и от злых духов. Иногда пологом
служила женская юбка, которую надевали на люльку. Отсюда и пошло выражение «под
маминой юбкой».
Самым главным достоинством колыбели было то,
что её можно было подвесить к потолку и качать, убаюкивая младенца: так
экономили место в избе. К люльке привязывали петлю, с помощью которой можно
было качать люльку ногой, не отрываясь от рукоделия.
С колыбелью связано множество интересных
примет, которые можно перенести и на современные детские коляски и кроватки.
По поверьям, детскую колыбель нельзя сжигать
и ломать: тем самым тот, кто это сделал, сокращает жизнь ребёнка.
Если ребёнок умирал в младенчестве, его
колыбель уносили в лес и оставляли под елью или кедром, которые считались
деревьями мёртвых.
Обветшалую с годами люльку, послужившую не
одному поколению, также уносили в лес, но оставляли под берёзой – деревом
жизни.
Нельзя ни в коем случае оставлять ребёнка в
колыбели одного дома или на улице, чтобы злые силы не натворили бед, так как
они могут напустить болезнь и отнять сон.
Для защиты младенца в люльку помещали
небольшие иконки. Считалось, что нечисть может отпугнуть и спрятанный в колыбели
нож, а на самой люльке вырезали кресты.
Чтобы малыш крепче спал в люльке, к нему
клали небольшое полено со словами:
«Пусть
сон твой будет таким же спокойным, как спокойно лежит эта деревяшка».
За порог люльку выносили только спинкой
вперёд. Через порог люльку можно передавать только пустую, без ребёнка.
Строго-настрого запрещалось качать пустую
люльку, иначе младенец, которому она предназначена, будет плохо спать.
Малыши, которые спят в люльке, быстрее
начинают ползать и ходить, их не укачивает в транспорте. В наше время
возвращаются детские кроватки в виде люлек. Конечно, это усовершенствованные и
современные модели, но их принцип остаётся прежним: укачивание и защита малыша.
КОММЕНТАРИИ