Начиная со второй половины лета, толпы грибников устремляются в лес на «тихую охоту». За грибами наши предки ходили издавна целыми селениями
Начиная со второй половины лета, толпы грибников устремляются в лес на «тихую охоту». За грибами наши предки ходили издавна целыми селениями, а потом отправлялись на городские базары на телегах, загруженных свежими, сушёными и солёными грибами.
Наши предки считали, что всё, что находится в
лесу, является собственностью его хозяина лешего. Приступая к сбору грибов, они
просили у него разрешения и совершали определённые ритуалы и произносили
специальные заветные слова, чтобы грибы не прятались в листве и траве и сами
попадались под ноги грибнику. В противном случае можно было вернуться домой с
пустой корзинкой.
И слова, и ритуальные действия у каждого были
свои. Многие при входе в лес клали в картуз или затыкали под платок стебли
разных травинок, а в карманы клали кусок мха – чтобы понапрасну не проходить
лесными тропками десятки вёрст.
Собирая грибы, держали в голове особые
приметы, помогавшие грибникам. Например, если прямо из-под ног выскакивал заяц,
следовало сразу же направиться за ним, поскольку косой, как правило, пытался
скрыться от человека исключительно в грибных местах.
Старожилы утверждали, что в високосные годы
урожай грибов всегда больше в два раза, чем в обычный. Однако это было связано
с появлением огромного количества ядовитых двойников. Поэтому наши предки
придумали поговорку, достаточно точно отражающую положение вещей:
«Носить
в високосный год из леса грибы – таскать на кладбище гробы»!
Чтобы застраховаться от отравления ложными
груздями и боровиками, перед входом в лес грибники произносили заговор, якобы
защищающий «от грибного яда, резей в животе, холодного озноба и кровавого
поноса».
Особую осторожность соблюдали и при сборе
грибов в ведьминых кругах. Суть ведьминых грибов уже давно объяснили современные
учёные с научной точки зрения. А вот наши предки, обнаружив странную окружность
из грибов на лесной поляне, абсолютно лишённую растительности в центре,
искренне верили, что именно на этом участке ведьмы устраивали по ночам свои
шабаши.
Естественно, они собирали растущие по краю
круга грибы, но ступить внутрь не соглашались ни за какие коврижки, чтобы не
провалиться в преисподнюю ненароком.
Да и к грибам, вырастающим ниоткуда и из
ничего, наши предки относились с большим недоверием, пытаясь объяснить их
появление то ударами молний, то «божьими плевками», то проказами дьявола или
магическим действием радуги и даже собственными прегрешениями. Считали, что
грехи-дубовики и подосиновики были среди них самыми серьёзными, а
грехи-свинушки и сыроежки – самыми незначительными.
КОММЕНТАРИИ