Про опьяневшего человека мы часто говорим, что он «под мухой». Наши предки утверждали, что человек в нетрезвом состоянии был связан с нечистой силой.
Среди нас порхает множество крылатых фраз, залетевших из евангельских притч, древнегреческих мифов и преданий, обычаев и ритуалов древности.
Под мухой
Про опьяневшего человека мы часто говорим,
что он «под мухой». Наши предки утверждали, что человек в нетрезвом состоянии
был связан с нечистой силой. А нечистая сила в свою очередь легко превращается
в мух. Вот и получается, что опьяневший находится в руках нечистой силы,
которая творит с ним различные непредсказуемые поступки: не даёт спать, есть и
вселяет в него страх.
По народному поверью, если в сердце пьющего
человека поселится чёрт, то человек станет беспокойным и равнодушным, его будет
мучить постоянно тоска.
Вот так и получается: казалось бы, маленькое
насекомое, а наделено народом такой мистической силой, что она способна
изменить в корне его жизнь.
Типун тебе
на язык
На самом кончике языка у курицы имеется
роговой бугорок, «типун» он-то и помогает ей клевать.
Иногда на языке человека возникает
болезненный прыщик, который тоже называют «типун». В старину суеверные люди
считали, что он появляется, когда люди лгут. Из этих суеверий и родилось
заклинание: «Типун тебе на язык!» Иначе говоря, раз человек соврал, то пусть у
него на языке появится типун.
В наши дни смысл этого заклинания изменился и
составляет ироническое пожелание тому, кто предсказал неприятное или высказал
какую-то недобрую мысль.
Перемывать
кости
В наше время «перемывать кости» означает
сплетничать о ком-либо и перечислять его недостатки, а в древности в странах
Средней Азии существовал такой обычай: после торжественного сожжения тела
покойника на погребальном костре разбирали его кости. Их омывали молоком, вином
или душистыми маслами, бережно укладывали в урны и предавали земле.
Делалось это благоговейно и с великим
тщанием, всё время, по обычаю, восхваляя лучшие черты характера усопшего
человека и все его благие дела.
Конечно, как и все обычаи, нередко этот обряд
исполнялся формально, только для виду, и тогда благоговейность «разбирания» и
«омывания костей» переходила в нечто совсем противоположное. Отсюда и сложилось
ироническое выражение, употребляемое повсеместно в наши дни.
Всё своё
ношу с собой
Это выражение возникло из древнегреческого
предания.
Когда персидский царь Кир занял город Приену
в Ионии, жители её покинули город, унося с собой самое ценное из своего
имущества. Лишь Биант, один из «семи мудрецов», уроженец Приены, ушёл из города
с пустыми руками.
В ответ на недоуменные вопросы своих
сограждан, почему он не берёт с собой ничего, Биант ответил: «Всё своё ношу с
собой». Этими словами он хотел сказать, что только духовное достояние есть
истинное богатство.
Как гласит предание, мудрец оказался прав: по
дороге все беженцы растеряли своё добро, и скоро Биант кормил их на те подарки,
которые он получал, ведя в городах и сёлах поучительные беседы с их жителями.
Козёл
отпущения
Так называют иносказательно-иронически
человека, на которого постоянно все сваливают чужую вину, кому достаётся за
чужие провинности, преступления и промахи.
В далёкой древности евреи-кочевники приносили
духу пустыни жертву: на козла, посвященного этому духу, или «козла отпущения»,
как потом его стали называть, символически возлагали все дурные дела,
совершенные в течение года людьми. Затем козла отводили в пустыню.
Считалось, что козёл очищает людей, унося с
собой в пустыню их грехи.
КОММЕНТАРИИ