Последняя неделя перед Пасхой называется Страстной седмицей. Она особо чтится Христианской Церковью и посвящена воспоминаниям о последних днях земной
Последняя неделя перед Пасхой называется
Страстной седмицей. Она особо чтится Христианской Церковью и посвящена
воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, Его страданиях,
распятии, крестной смерти и погребении.
Первый день седмицы, воскресенье, Святая
Церковь посвящает воспоминанию и прославлению Вознесения Христова;
Понедельник
посвящается сотворённым раньше человека Бесплотным Силам, духам, ближайшим к
Богу и посылаемым Им на помощь людям для достижения спасения;
Вторник
посвящается ветхозаветным пророкам как провозвестникам Царства Христова на
земле;
Среда
и пятница – воспоминание о предании Иисуса Христа на страдания и смерть, самих
страданиях и смерти, особенное поклонение воздавая Животворящему Кресту как орудию
спасительных страданий и искупительной смерти Спасителя;
Четверг
– совершается прославление апостолов – первых провозвестников Евангелия о
совершившемся искуплении человека;
В
субботу закончено творение мира Богом. Этот день указывает на вечный блаженный
покой, ожидающий верных рабов Его в единении с Богом. Вспоминаются все в вере
скончавшиеся.
«Как было в действительности в эти дни? Там всё очень быстро происходило, события сменяли друг друга с ускоренным темпом. В воскресенье народ кричал: «Осанна Сыну Давидову!», в среду блудница помазала Христа миром, в четверг Господь установил Таинство Евхаристии, потом молитва в Гефсиманском саду, взятие под стражу, хождение к Пилату, Ироду и обратно, битьё, издевательства, ночной суд, распятие, покой Субботы и утро первого дня Воскресения. А потом всё распрямилось, как пружина, и вот весь мир живёт уже две тысячи лет благодаря тем событиям, зная или даже не зная об этом. Мы воспоминаем эти события, переживаем их. Цель богослужений Страстной седмицы – не благочестивая память, размышления о чём-то, а включение нашей личности в само событие.»
Протоиерей Андрей Ткачёв
Господь Иисус Христос вошёл в Иерусалим для
того, чтобы всё, сказанное о Нём, как о Мессии, пророками, исполнилось. Он шёл,
чтобы испить чашу искупительных страданий, и народ встречал Господа как Царя и
победителя.
До этого момента Спаситель не объявлял Себя
открыто, уклоняясь от земных почестей. Теперь Господь не препятствовал этому
радостному, искреннему выражению народных чувств, ведь в это время свершалась
тайна Промысла Божия.
Торжественный вход Иисуса Христа в Иерусалим
ещё более озлобил его врагов. Они решили действовать тайно, ибо открыто
применить силу им мешало всеобщее ликование и расположение к Спасителю.
На Руси вербное воскресенье празднуется
издавна как праздник пробуждающейся весны, символом которого ещё с языческих
времен считается у славян верба. Веточки вербы несут в храм для освящения,
после чего приносят в дом и держат их там до следующего праздника. Издавна
считалось, что верба защищает дом от нечистой силы, оберегает людей от дьявола
в их смертный час, дарует здоровье и долголетие.
По всей России в этот день было принято
ударять пучком вербы взрослых, детей, домашнюю скотину, чтобы изгнать всю
хворобу, болезнь и дать побольше жизненной силы. При этом приговаривали: «Не я
бью, верба бьёт», «Верба хлёст, бей до слёз».
Много примет на вербное воскресенье:
«На
канун Вербного воскресенья святой Лазарь за вербой лазил».
«Если
вербная неделя ветряная, с утренниками, то яри хороши будут».
«Не
верба бьёт, а старый грех».
«Верба
распутицу ведёт, гонит с реки последний лёд».
«Скотину
выгоняют в поле в первый раз вербой с Вербного воскресенья».
КОММЕНТАРИИ